Российские ученые предложили эффективный способ использования попутного газа, который поможет решить ряд экономических и экологических проблем, а также продвинуть российскую авиатехнику на качественно новый уровень. Исследователи из ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИ ГА и НИПИгазпереработки разработали уникальное авиационное сконденсированное топливо (АСКТ) из смеси сжиженных углеводородных газов, которое можно получать из попутных нефтяных и жирных природных газов на газо- и нефтеперерабатывающих заводах, в пунктах осушки природного газа, а также непосредственно на нефтегазопромыслах. По своим эксплуатационным показателям АСКТ превосходит авиакеросин. К примеру, это топливо дешевле в два-три раза (на Севере же цена газового и жидкого топлива может отличаться в четыре-шесть раз). Так, вертолет семейства Ми-8 за час полета расходует 600-700 кг керосина, при среднегодовом налете 500 часов годовая экономия только на стоимости топлива на один Ми-8 может составить $300 тыс. и более. Поэтому даже частичный переход на газовое топливо позволит России снизить стоимость авиаперевозок на 20-40%. Тем не менее применение АСКТ скорее всего будет носить региональный, а не глобальный характер, отметил доктор технических наук, профессор, начальник отдела топлива ЦИАМ Леонид Яновский. Так, в Сибири, где сконцентрирована львиная доля российских нефтяных и газовых вышек, выработка топлива из попутного газа, который сегодня сжигается, будет практически бесплатной. Если же поставлять АСКТ с севера в южные регионы, его цена автоматически увеличится. По своим техническим и экологическим показателям АСКТ также превосходит обычное топливо, что позволяет на 20-30% увеличить ресурсы двигателей и значительно снизить вредные выбросы в атмосферу. Инженеры МВЗ им. М.Л. Миля при активном участии ОАО «Интеравиагаз» уже создали и провели ряд испытаний первого в мире промышленного образца вертолета Ми-8ТГ – газолета, оба двигателя которого могут работать как на авиакеросине, так и на АСКТ, а также их смеси. Испытания показали, что при переходе на газовое топливо характеристики вертолета улучшаются. В частности, за счет более высокой теплоты сгорания газа удельный расход топлива уменьшился на 5%, а дальность полета, наоборот, увеличилась. Кроме того, по расчетам исследователей, переход на АСКТ повышает эксплуатационную пожаробезопасность вертолета. Летать на газовом топливе смогут как вертолеты, так и самолеты, двигатели которых будут подвергнуты несложной модификации. Переоборудование вертолета в двухтопливный вариант может быть выполнено на любом авиаремонтном предприятии за две-три недели. «Ми-8ТГ, который может летать на газовом топливе, – это российское ноу-хау. Подобных разработок ни в одной стране мира нет, – рассказывает главный конструктор МВЗ им. М.Л. Миля Анатолий Белов. – Уже сегодня российские конструкторы готовы начать работу над созданием серийного вертолета Ми-8ТГ. Для этого есть все: источники топливного сырья, образец газолета, показавший отличные результаты на испытаниях, знание и опыт российских конструкторов, доказанные экономическая и экологическая выгоды… Не хватает лишь должного внимания к проекту со стороны российских властей, которые пока не замечают очевидных преимуществ Ми-8ТГ». газета RBC Daily |