Четверг, 25.04.2024, 01:07 | Приветствую Вас Гость
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
| |
| Главная страница | Регистрация | Вход |

Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [83]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 156

Главная » Статьи » Мои статьи

Безжалостные провода
Одна из распространенных причин гибели вертолетов – столкновение с проводами. У тех, кто разрабатывает рекомендации по безопасности полетов и создателей технических средств по борьбе с этой опасностью, - принципиально разное отношение к проблеме. Руководящие документы призывают к строгому следованию маршруту; пилоту следует знать местность будущего полета, включая расположение электромагистралей. Главными предпосылками столкновения с проводами становятся изменение метеоусловий, потеря экипажем ориентации, осуществление полета на небезопасной высоте. Неожиданная встреча с проводами способна охладить любого, даже самого азартного авиатора. Для мировых авиационных изданий уже привычными стали картинки с мест происшествий – покалеченные вертолеты с намотанными на вал проводами.

Технический подход исходит из противоположной идеи: ограничительные инструкции вас не спасут, поскольку провода слишком распространенные и незаметные препятствия. О защите вертолетов от проводов-убийц задумались конструкторы. Уже стало историей американское исследование, где были проанализировааны 208 случаев столкновения с проводами, которые произошли с гражданскими вертолетами США в период с 1970 по 1979 годы. Результаты актуальны до сих пор: из 331 участника происшествий – 37 (или 11%) погибли, 52 (16%) – получили серьезные ранения и 85 (26%) – отделались незначительными ранениями; 88 вертолетов (42%) не подлежали восстановлению и 120 (58%) – получили серьезные повреждения. Исследователи отметили эффективность «пассивных» средств защиты (резаков и защитных обтекателей), несмотря на то, что эти средства и не снимают проблему целиком. Было определено, что из 208 рассматриваемых случаев они могли быть эффективны в 101 (49%). Система резаков и защитных обтекателей (массой всего 7 кг.) защищает несущий винт, шасси, проводку управления и даже стеклоочистители. Основное преимущество «пассивных» средств – простота и несущественное влияние на летно-технические характеристики. Резак перерезает провод с незначительным изменением угла тангажа и небольшим торможением и минимальными нагрузками на планер. После столкновения заменяются только режущие кромки, кстати, достаточно легко.

В свою очередь военные провели испытания системы защиты разработанной канадской фирмой на вертолете ОН-58А и признали ее достаточно эффективной. После установки на вертолеты канадских вооруженных сил было 12 случаев столкновения с проводами, в девяти – провод был перерезан системой защиты и вертолеты не получили повреждений, в двух случаях провод был порван ротором НВ, а вертолеты получили незначительные повреждения. И только в одном случае вертолет, оснащенный системой защиты, потерпел аварию. Аналогичная статистика и в армейской авиации США.

«Пассивные» системы – самое дешевое решение проблемы столкновения с проводами, они сертифицированы и активно используются на многих вертолетах. Однако наряду с «пассивными» средствами защиты, разрабатываются и «активные» устройства обнаружения кабелей и проводов и предупреждения экипажей об опасности столкновения. Те же исследования показали, что подобные устройства были бы полезны в 76% случаев из 208. Сегодня предлагается множество систем. В форте Рюкер прошли испытания системы разработанной британской компанией. Система была установлена на вертолет AH-1S «Кобра». Приемник размещался на хвостовой балке, дисплей на приборной панели летчика оператора, а речевой информатор, выдававший сообщения: «Провода», «Провода», «Провода», под креслом оператора. Испытания проводились с разными величинами напряжения и диаметром проводов. Дюжина пилотов друг за другом летали на различных скоростях и двух режимах чувствительности. Система смогла предупредить от 50 до 75% случаев. Она обнаруживала провода местных линий на удалении 100-200 м., а магистральных ЛЭП – до 1 км. Главный недостаток в том, что система не могла обнаружить провод без напряжения, поэтому работы были прекращены.

Есть голоса «за», но и «против» системы защиты вертолетов от проводов. Некоторые вертолетостроители считают, что высокая эффективность – от лукавого. Разработчики, мол, стремятся выдать желаемое за действительное. На вопрос: «Отказались бы Вы от 7 кг топлива в пользу установки пассивной системы»? 38% (!) опрошенных летчиков ответили отказом.


Что касается заявлений, что наши вертолеты тяжелые и им не нужны резаки, из многочисленных примеров приведу лишь один. Во время боевых действий в Афганистане вертолет Ми-24 умудрился столкнуться с одной единственной ЛЭП. При ударе силовой кабель срезал фонарь командира экипажа, чудом не оторвав ему голову, и проскочил под двигатели, где снес маслобаки. Провод оборвался под тяжестью десятитонной машины, оставив глубокие борозды по обоим бортам фюзеляжа. Из-за попадания обломков остекления фонаря в двигатели, они спомпажировали. И, тем не менее, летчику удалось «плюхнуться» перед собой. Повезло. А скольким не повезло?

Даже в простых метеоусловиях увидеть провод очень сложно, а если еще солнце расположено низко или плохая видимость – просто невозможно. Небо наших городов в буквальном смысле покрыто паутиной проводов, половина из которых не задействована и не нужна. Нужно наводить порядок с проводами (убирать, маркировать, картографировать…). Сегодня в небе мегаполисов регулярно летают министры и губернаторы, бизнесмены и чиновники, пожарные, медики и милиция, спасатели и военные… Нужны ли средства борьбы с проводами, если встреча может быть раз в десять лет, решайте сами. А пока есть самое простое, но, к сожалению, часто забываемое правило уклонения от встречи с проводами. Оно гласит: «Если в поле зрения есть хотя бы один столб, значит должны быть провода-убийцы».

Евгений Матвеев

07 ноября 2008 г.

Категория: Мои статьи | Добавил: Сергеич57 (21.11.2008)
Просмотров: 1153 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Время полёта

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024