Воскресенье, 20.08.2017, 16:35 | Приветствую Вас Гость
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
| |
| Главная страница | Регистрация | Вход |

Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [83]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 152

Главная » Статьи » Мои статьи

Игорь Сикорский. Часть первая. Сны о полетах наяву
Человечество превзойдет в своих достижениях дирижабли, как превзошло первые паровозы. Оно превзойдет г-на Сантос-Дюмона, как превзошло Стефенсона.
Шарль Пеги, французский философ и поэт. 1906 г.

25 мая (6 июня) 1889 года в Киеве в доме №15 по улице Ярославов Вал (другое название - Большая Подвальная) в семье доктора медицины, профессора Университета им. Св.Владимира Ивана Алексеевича Сикорского, получившего мировую известность благодаря многочисленным трудам по психиатрии, всеобщей психологии и нервно-психиатрической гигиене, родился мальчик, которого нарекли Игорем - уж очень нравилось это имя его матери - Марии Стефановне.

Сама Мария Стефановна (в девичестве Темрюк-Черкасова) тоже была весьма неординарной личностью. Воспользовавшись тем, что в результате реформ Александра II женщины получили доступ к высшему образованию, она закончила медицинский факультет и стала врачем-терапевтом. Но потом влюбилась в подающего надежды молодого врача, вышла за него замуж и полностью посвятила себя мужу и детям. А их в семье было пятеро - Лидия, Ольга, Елена, Сергей и самый младший - Игорь. Он был особенно любим, потому что достался особенно тяжело. Мария Стефановна не отличалась здоровьем, и когда носила его под сердцем, врачи рекомендовали прервать беременность и не рисковать собой. Но она отказалась и родила. Может подспудно она чувствовала, что Игорь будет самым талантливым из ее детей.

Семья Сикорских была большой, шумной и очень дружной. Музыкальные вечера, домашние спектакли, чтение книг, беседы взрослых на научные темы и... обязательная молитва на ночь. Глава семейства происходил из многодетной семьи священнослужителя. Его отец - протоиерей Алексей Сикорский - был настоятелем одного из храмов в Киеве. А сам Иван Алексеевич до поступления в университет учился в Киевской семинарии. Потому и детей своих стремился воспитать в духе Закона Божия, полагая, что только он дает ответ на вопросы: зачем мы живем на Земле, в чем смысл жизни человека вообще, каково соотношение в ней земного и космического.

Главой был отец, а душой этой семьи была мать - Мария Стефановна. Она прививала детям любовь к литературе, музыке - тому, что любила сама. Именно к ней бежали за утешением и советом. Именно ей поверяли свои детские секреты младшие Сикорские. Как-то раз она рассказала Игорю о том, что в Англии нашли старинную кожаную книгу с рукописями Леонардо да Винчи - великого ученого XV в. И среди них - «Кодекс Атлантикус» с рисунками различных механизмов. Был там и рисунок летательной машины, которая с помощью винтов могла подниматься в воздух без разбега. А потом Игорь прочитал роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», и он стал его любимой книгой. Гигантский воздушный корабль - прообраз вертолета или, как тогда говорили, геликоптера, настолько поразил воображение мальчика, что полет на подобном корабле однажды приснился ему и стал мечтой всей жизни.

«В 1900 году в возрасте 11 лет мне приснился удивительный сон, - вспоминал Сикорский. - Я увидел себя идущим по узкому, богато украшенному коридору. На обеих его сторонах отделанные орехом двери, похожие на двери кают парохода. Пол покрыт красивым ковром. Круглые электрические лампы на потолке светятся приятным голубоватым светом. Чувствую под ногами слабую вибрацию и не удивляюсь тому, что это ощущение отличается от знакомой мне вибрации на пароходе или в вагоне поезда. Я принимаю это как нечто само собой разумеющееся, потому что в своем сне знаю, что нахожусь в воздухе на борту большого летающего корабля. Как только я дошел до конца коридора и открыл дверь, чтобы войти в украшенную комнату отдыха, я проснулся.
А потом мне сказали, что человек ещё никогда ничего такого не создавал».

Как говорил великий Альберт Энштейн, «Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится незнающий, который об этом не догадывается. Он-то и делает открытие». В двенадцатилетнем возрасте Сикорский сделал свою первую модель вертолета с приводом от резинового жгута, которая успешно поднималась в воздух. Да и сон оказался вещим - через тридцать лет вертолет под управлением Сикорского взлетит в небо. Но... не в России...

1-я Киевская гимназия, где, как и его старший брат Сергей, начал учиться Игорь Сикорский, была самой старой и самой лучшей гимназией в Киеве, с прекрасным преподавательским составом. Учился он хорошо, но, как и любого мальчишку, его манили неизведанные дали. А тут еще рассказы Сергея, который в то время уже учился в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, история которого берет свое начало от основанной Петром I в 1701 году школы «математических и навигацких, т. е. мореходных хитростных искусств учений». Имена многих его выпускников прославили Россию не только в сражениях на суше и на море, но и в науке и в географических открытиях. Так что нет ничего удивительного в том, что в 1903 г. Игорь Сикорский тоже становится кадетом этого старейшего учебного заведения.

В Морском кадетском корпусе было шесть классов - три общих и три старших, специальных. Первые давали среднее образование, а старшие, слушатели которых уже носили звание не кадетов, а гардемаринов, готовили офицеров для военно-морского флота.

Игорю нравилось учиться, нравилось общество будущих морских офицеров. У него появились друзья, но с каждым годом он все яснее осознавал, что море - не его стихия. Его манил другой океан - воздушный. И после окончания общеобразовательного курса Сикорский принимает решение покинуть Морской корпус и поступить в высшее техническое училище. Он мечтал стать инженером.

Но шел 1906 год, первая русская революция основательно взбаламутила высшие учебные заведения. Многие вообще были временно закрыты - и студентам, и преподавателям было не до лекций. Они больше дискутировали о судьбе России и самодержавия, нежели учились. И Сикорский решает отправиться в Париж в Техническую школу Дювиньо де Ланно.

Выбор был не случаен - Франция тогда считалась Меккой воздухоплавателей. Полетами Анри Фармана, Луи Блерио, Фердинанда Фербера восхищалась вся Европа. А Альберто Сантос-Дюмон, который построил и испытал первый управляемый воздушный шар (аэростат с бензиновым двигателем) и 19 октября 1901 года облетел вокруг Эйфелевой башни, стал одним из самых известных людей мира начала XX века.

Но, как ни странно, уровень обучения в Дювиньо де Ланно оказался не очень высоким. К тому же 5 марта 1907 г. умерла мама - Мария Стефановна, и, пробыв во Франции всего полгода, Сикорский возвращается домой. Общее горе еще больше сплотило семью. Сестры стали более внимательны к братьям. Особую заботу Игорь чувствовал со стороны Ольги, она его понимала, сочувствовала, поддерживала. Осенью 1907 года Сикорский поступает в Киевский политехнический институт (КПИ) имени императора Александра ІІ.

И опять выбор был не случаен. Основанный в 1898 году по образцу Парижской Эколь политекник, КПИ был высшей технической школой нового типа, где студенты получали фундаментальную подготовку по математике, физике, химии и другим дисциплинам, на которых строилось преподавание общеинженерных курсов. Обучение сочеталось с профессионально-практической работой на производстве и в лабораториях. Всячески поощрялась научно-исследовательская и практическая работа преподавателей и студентов в профильных научных кружках.

В 1906 г. по инициативе профессора Николая Артемьева - талантливого ученика основоположника современной гидроаэродинамики и «отца русской авиации» Николая Жуковского - при Механическом отделении КПИ была организована Воздухоплавательная секция с отделами аэропланов, вертолетов, орнитоптеров и двигателей. Занятия в ней вел профессор Николай Борисович Делоне - любимый ученик Николая Жуковского.

Секция стала фактически главным научно-исследовательским и конструкторским центром авиации в Российской империи. Только за период 1909-1912 годов ее участники создали около 40 различных типов самолетов - больше, чем было создано в другом центре российской авиации - Санкт-Петербурге.

Естественно, что активным участником вертолетного отдела стал Игорь Сикорский. Чертежи воздушного винта Леонардо да Винчи не выходили у него из головы, и в своих изысканиях он хотел сосредоточиться на проектировании именно винтокрылой машины.

Была и еще одна весомая причина, вернее, даже две.

Из Франции пришло известие, что 19 сентября 1907 года вертолет, названный его создателями братьями Луи и Жаком Бреге Gyroplane, оторвался от земли на 60 см и в режиме висения продержался в воздухе чуть больше минуты. Правда, без пилота на борту, и при этом его со всех сторон поддерживали четыре человека. Они подталкивали довольно неустойчивый и склонный к повороту вокруг своей оси аппарат вверх. Полет продолжался всего одну минуту, но, как бы там ни было, первый в истории воздухоплавания отрыв вертикально взлетающей машины от земли состоялся. А 29 сентября была достигнута максимальная высота - 1,525 м.

13 ноября 1907 года - еще одна сенсация. Первым человеком, поднявшимся в воздух на построенном им двухвинтовом вертолёте и совершившим свободный полет, тоже стал француз - производитель велосипедов Поль Корню (Paul Cornu). На своем аппарате он сначала поднялся вертикально на высоту 50 см, а затем, при второй попытке, - на полтора метра и провисел в воздухе 20 секунд.

Новости из Франции только укрепили первокурсника Киевского политехнического института Игоря Сикорского в стремлении создать вертолет собственной конструкции. В саду отцовской усадьбы стоял небольшой однокомнатный домик, который и стал его первой авиационной мастерской. Там он построил паровой мотоцикл, чем привел в изумление окружающих. Но хотелось чего-то большего. В 1908 г. на каникулах во время поездки с отцом в Германию Игорь имел возможность много читать о впечатляющих полетах графа Цеппелина на своем дирижабле. Тогда же ему попалось и детальное описание одного из полетов братьев Райт.

И решение пришло. Летом 1908 года Сикорский приступил к проектированию и постройке своего первого вертолета. Работы велись во дворе дома и в авиагараже КПИ. Нужен был мощный двигатель, а те небольшие средства, которые находились в распоряжении Игоря, были давно потрачены на создание макета и проведение исследований. Не хватало знаний и опыта. Игорь собирает семейный совет и просит помощи. Он говорит, что для продолжения работы ему нужно поехать в Париж, чтобы набраться знаний и опыта, купить двигатель и другие необходимые материалы.

Принять решение было не просто. Со стороны увлечение Игоря выглядело пустой тратой времени и денег. Он и так забросил занятия в институте, куда ходил от случая к случаю. Преподаватели жаловались отцу на непутевого, по их мнению, сына и просили принять меры. Брат Сергей, находившийся на побывке дома, сказал, что вертолет - это чушь, он никогда не будет летать, и напомнил Игорю, что законы природы, исходя из существующих пропорций, ограничивают вес летающих созданий до 10 кг, и в качестве примера привел страуса. Решающее слово оставалось за отцом. И после долгих раздумий глава семьи сказал, что видит в этом увлечении сына не пустую забаву, верит в серьезность его намерений, и дал свое благословение. А сестра Ольга - деньги на поездку и необходимые закупки.

И вот в январе 1909 г. под добрые напутствия отца и сестер и скептические настроения родственников, которые считали, что молодой человек с кучей денег неплохо повеселится в славном городе Париже, Игорь покинул Киев. Однако родственники ошибались. Он думал не о развлечениях, а о том, как завершить начатое дело, о том, что наконец-то сбудется его мечта - он воочию увидит летающие машины.

Продолжение следует...

Владимир Маевский 9.08.2010

Категория: Мои статьи | Добавил: Сергеич57 (10.08.2010)
Просмотров: 739 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Время полёта

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017