Когда речь заходит о госзаказе, оппоненты в пылу борьбы за итоговые цифры совсем забыли о затратах на эксплуатацию Наряду с расходами на приобретение, госзаказ должен включать расходы на продвижение всей программы (эксплуатация, ремонт, модернизация, утилизация…), и расходы не малые. Стоимость жизненного цикла (из расчета 20 лет) сравнима со стоимостью изделий, а в некоторых случаях превосходит ее. Не учет столь весомой составляющей неминуемо ведет к закладке "мины замедленного действия" и, как следствие, может развалить любую, самую хорошую программу вооружения. Для информации: стоимость технического (логистического) обеспечения 490 вертолетов ВМС Н-60 SeaHawk (включает поставку запасных частей и ремонт агрегатов общей численностью 1250 ед.) обойдется налогоплательщикам в $1,4 млрд. Правда пока не ясно, о каких сроках идет речь (начало действия контракта с 31.01.2015г.), но сумма впечатляет. В последнее время у нас много говорят о модернизации вооружений и военной техники (даже цифра появилась: 80% новой техники). Однако чтобы действительно модернизировать парк вертолетов, начинать нужно не с приобретения Н-ого количества штук, а всего жизненного цикла. За примерами далеко ходить не нужно: новый учебно-тренировочный вертолет (УТВ) "Ансат-У". Чтобы "возить курсанта по кругу" используется силовая установка мощностью 2х630=1260 л.с. Для сравнения, в США мощность силовой установки УТВ ТН-67 Creek - 420 л.с., во Франции у ЕС120В - 504 л.с. Мощность в два с лишним раза меньше означает лишь то, что и расходы на летное обучение курсанта в таких богатых вертолетных державах в разы ниже, чем у нас. Другой пример: принятие на вооружение двух неунифицированных тяжелых боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52 неминуемо ведет к удвоению расходов на эксплуатацию (все нужно в двух экземплярах: лопасти, редукторы, тренажеры, приборное оборудование, вооружение, КПА, методики, инструкции, летный состав, персонал…) и запутыванию логистики. Но если в мирных условиях умножай на два "х2", то в боевых действиях придется "бросать" машины из-за элементарной неразберихи. Техника, вроде бы, новая, а расходы старые. Модернизация снаружи не может изменить ситуацию, поэтому начинать модернизацию нужно изнутри - с расходов на эксплуатацию. Источник: Евгений Матвеев // АвиаПорт.Ru Опубликовано: 24.01.2011, 18:26 |