Четверг, 25.04.2024, 13:04 | Приветствую Вас Гость
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
| |
| Главная страница | Регистрация | Вход |

Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [83]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 156

Главная » Статьи » Мои статьи

Статистика боевого применения
Цифры, даже самые точные, не могут описать боевые действия, как это сделали бы их очевидцы и участники. Сортировка боевых вылетов по применению ничего не скажет об опыте пилотов и секретах ведения боя, но она позволяет увидеть тактическую составляющую применения вертолетов. Подчас даже количество выпущенных снарядов и патронов вместе с числом поисково-спасательных вылетов не хуже репортажа с места событий может представить драматизм и накал боевой операции.

Полезность статистики никто не отрицает, но к ней традиционно относятся с подозрением – под цифирь все что угодно можно подогнать. Чтобы сделать стратегически правильные выводы, одних цифр недостаточно. Но разнообразные количественные сопоставления боевых вылетов позволяют, во-первых, наглядно показать интенсивность операций, изменение тактики в применении вертолетов. Во-вторых, становится ясно, какие вертолеты нам нужны, и какими возможностями они должны обладать. И все это вместе дает представление о качественных характеристиках вертолетов следующего поколения и целесообразности внедрения и использования новейших средств ведения войны с воздуха.

Как известно, генералы готовятся к прошедшей войне. Вопрос лишь в том: а можно ли вообще подготовиться к войне будущей? Некоторые специалисты утверждают, что новые средства воздушной разведки и радио-электронной борьбы (РЭБ) способны заметно изменить расстановку сил на поле боя, вплоть до существенного уменьшения и даже упразднения некоторых традиционных видов использования вертолетов. Опыт применения вертолетов российской армией в Таджикистане и Чечне и американцами в Ираке и Афганистане этот прогноз пока не подтверждают. Львиная доля полетов приходится на транспортировку и поддержку наземных сил. Однако некоторые изменения происходят прямо у нас на глазах.
Мы сами попытаемся разобраться в цифрах на примере N-ского отдельного вертолетного полка и сделать соответствующие выводы.
История N-ского ОВП

Полк формировался в период с 1 по 25 марта 1987 г. на авиабазе Штендаль в ГДР. Формирование полка велось на базе частей 3-й общевойсковой армии Группы советских войск в Германии (ГСВГ) – отдельных вертолетных эскадрилий, которые базировались в Кётене, Цербсте, Мальвинкеле и Нейрупине. На вооружении полка состояли вертолеты Ми-24, Ми-8Т/МТ, Ми-8ВзПУ, Ми-9. 25 марта 1987 г. полку было вручено Боевое Знамя.

В 1991 г. полк стал лучшим вертолетным полком Советской Армии, последним вертолетным полком № 1… Полк был награжден Переходящим вымпелом Командующего Армейской авиацией вооруженных сил СССР; вымпел навечно остался в музее части, как олицетворение ушедшего в истории боевого могущества великой армии великой державы.

В соответствии с договором между СССР и ФРГ от 12 октября 1990 «Об условиях временного пребывания и планомерного вывода советских войск с территории ФРГ» и во исполнение директив министра обороны СССР частям обеспечения была поставлена задача передислоцироваться в Закавказский военный округ.

Закавказье стремительно превращалась в «горячий регион», поэтому вывод всех частей и подразделений Западной группы войск в южные республики Советского Союза был прекращен приказом министра обороны. Перебазирование в Азербайджан не состоялась. Вывод полка из Германии перенесли на 1992 г.

В декабре для полка было определено новое российское место дислокации.

С момента передислокации и до октября 1992 г. полк находился в непосредственном подчинении управления авиации Московского военного округа, в октябре часть передали в состав авиации танковой армии. В конце 80-х годов началась череда переподчинений. В 1998 г. полк вновь вернули в непосредственное подчинение управления авиацией Московского военного округа.

С 1 сентября 2000 г. полк вошел в состав 20-й гвардейской армии. Наконец в связи с упразднением Армейской авиации, с 31 декабря 2002 г. N-ский отдельный вертолетный полк (боевой и управления) входит в состав 16-й воздушной армии.

Отношение вертолетчиков к упразднению армейской авиации двоякое. Есть как плюсы, так и минусы. Сам момент упразднения имел для полка не самые приятные последствия. Как раз начался ремонт на деньги сухопутных войск. Не стало армейской авиации – прекратилось финансирование ремонта.

В Германии полк готовился к войне, но на войну попал в родной стране. Хотя удивить вертолетчиков войной сложно – большинство имело за плечами Афганистан.

Первой «горячей точкой», в которую направили людей и технику полка, стало Приднестровье, куда в апреле 1993 г. в составе миротворческих сил была направлена группа летчиков и техников, в том числе три экипажа вертолетов Ми-8 и два – Ми-24. В период с апреля по июнь 1993 г. группа выполнила 33 полета на воздушную разведку и 1217 полетов на перевозку войск и грузов. Отряд выполнял задания по перевозкам представителей трехсторонней комиссии (Россия, Молдова и Приднестровская молдавская республика) вдоль линии разграничения конфликтующих сторон обеспечивал нормальную жизнедеятельность блок-постов российской армии.

Масштабных боестолкновений с участием авиации в Приднестровье удалось избежать, поэтому основную статистику мы будем вести по участию полка в Таджикистане и Чечне.

Работа в Таджикистане

Коллективные миротворческие силы в республике Таджикистан были сформированы в 1994 г. Россией, Таджикистаном, Казахстаном и Киргизией. В марте-апреле личный состав полка начал подготовку к выполнению операций на территории Таджикистана. На авиабазе Айни в 8 км от Душанбе была сформирована отдельная вертолетная эскадрилья на штатах известной еще по Афганистану 41-й ОВАЭ. Эскадрилья вошла в состав 201-й мотострелковой дивизии – основного соединения миротворческих сил. Личный состав полка выполнял задания в Таджикистане с 15 мая по 18 ноября 1995 г. На эскадрилью возлагались следующие задачи: перевозка грузов и личного состава в интересах коллективных миротворческих сил, доставка гуманитарной помощи, минирование отдельных участков Государственной границы, поисково-спасательное обеспечение, боевое дежурство для усиления частей 201-й мотострелковой дивизии и погранвойск, сопровождение колонн автомобильной и бронетехники, учебно-тренировочные полеты по подготовке молодых летчиков.

Использование ВВС в гражданской войне в Таджикистане было тотальным. В республике практически отсутствует сеть коммуникаций и основные перевозки осуществляются исключительно вертолетами. Мало того существуют и горные районы, куда доставка припасов и подкреплений без использования авиации вообще невозможно. Горная местность накладывает и определенные ограничения на применение ударных вертолетов. Однако и ПВО оппозиции слабо себя проявила. Кроме единственного удачного сбития узбекского Су-24 ракетами «Стингер» случаев применения ПЗРК больше не зарегистрировано.

Конфликт показал значение сети аэродромного базирования. Из-за отсутствия пригодных аэродромов основная часть российской авиации была вынуждена базироваться на территории гражданского аэропорта Душанбе, что значительно ухудшало эффективность вылетов ударной авиации.

Тактика не претерпела особых изменений и была досконально разработана еще в Афганистане.

При выполнении боевых заданий с мая по ноябрь 1995 г. в республике Таджикистан было выполнено 18 боевых вылетов на авиационную поддержку наземных войск, 472 полета на высадки разведывательно-диверсионных групп (рдг) и десанта, девять полетов на эвакуацию больных и раненых, 120 полетов на воздушную разведку, 65 полетов на перевозку людей и грузов, 48 полетов на авиационное сопровождение войск восемь полетов на ретрансляцию, а также восемь полетов на поисково-спасательные задания. Расход боеприпасов: 120 патронов калибра 12,7 мм, 368 снарядов калибра 30 мм, 150 НАР.

Вторая командировка в Таджикистан состоялась в августе 1998 г. - феврале 1999 г. За этот период было выполнено 25 полетов на непосредственную авиационную поддержку наземных войск, 604 полета на высадку диверсионно-разведывательных групп и десанта, 12 полетов на эвакуацию больных и раненых, 144 полета на воздушную разведку, 75 полетов на перевозку грузов, десять полетов на сопровождение транспортных вертолетов; расход боеприпасов – 170 неуправляемых ракет, 480 снарядов калибра 30 мм.

Картина двух таджикских командировок с разницей в 3,5 года практически не изменилась – боевые задачи остались прежними, как и интенсивность применения. Большая часть полетов пришлась на высадку рдг и десанта – 66,5 %, на воздушную разведку – 16,3 %. Высадка рдг – та же транспортировка, но имеющая особенности выполнения, из-за чего была отнесена к отдельному виду применения военных вертолетов. При этом поддержка войск с воздуха всего – 4,5 %. Так в цифрах выглядит «миротворческий мониторинг» в течение вялотекущей гражданской войны.
Первая чеченская

В Чечне экипажи полка действовали едва ли не с первого дня контртеррористической операции. Статистика потрясает. Количество перевезенных людей и грузов фактически одной эскадрильей Ми-8 (вторая – боевые Ми-24) сопоставимо с годовыми перевозками транспортного авиационного полка – две эскадрильи Ил-76-х! В Чечне, особенно в начале «второй Чечни», вертолетчики в сутки выполняли по 12 – 13 боевых вылетов, при нормативе два – три. Расход боеприпасов не менее показателен. Войны, подобные Чечне, всегда вертолетные. Афганистан, Ирак, опять Афганистан – вертолетов всегда не хватает.

При выполнении боевых заданий в Чечне с января 1995 г. по март 1996 г. на оказание авиационной поддержки наземных войск выполнено 20 полетов, на эвакуацию больных и раненых – пять полетов, на транспортные перевозки 765 полетов (перевезено 28 т груза и 260 человек, в том числе 30 раненых и 12 убитых), на воздушную разведку – 12 полетов, авиационное сопровождение войск – шесть полетов, на ретрансляцию -17 полетов. Было уничтожено три опорных пункта, семь огневых точек, пять автомобилей. Расход боеприпасов: 12,7-мм патронов к пулеметам – 2100, неуправляемых авиационных ракет – 320.

С мая по июль 1996 г. в Чечне было выполнено в общей сложности 5562 полетов суммарным налетом 4104 ч., в том числе: 646 полетов на непосредственную авиационную поддержку наземных войск, 24 поисково-спасательных полета 29 полетов на высадку диверсионно-разведывательных групп и десантов, 138 полетов на эвакуацию больных и раненых, 167 полетов на разведку, 3645 полетов на перевозку людей и грузов, 762 полета на сопровождение транспортных вертолетов, 11 полетов на ретрансляцию и 128 полетов на выполнение задач РЭБ. Было перевезено 5737 т грузов и 46 217 человек, в том числе 745 раненых и 96 убитых. Расход боеприпасов: 12,7-мм патронов – 20 790, 30-мм снарядов – 1660, управляемых ракет – 182, неуправляемых ракет – 6883. Уничтожено пять опорных пунктов, 17 огневых точек, четыре самоходные зенитные установки, три автомобиля.

В «первую Чечню» экипажи полка выполняли задания по перевозке на территории ЧР президента России Б.Н. Ельцина и сопровождавших его лиц.

Цифры показывают, как локальный конфликт постепенно перерос в масштабные боевые действия. Период с мая по июль 1996 года статистически очень показателен. Это самый интенсивный период по применению вертолетов и расходу боеприпасов за обе чеченские компании. Но при этом доля РЭБ и воздушной разведки всего 5, 5%, а авиаподдержка наземных сил – 11,6 % при впечатляющей плотности огня.

Так выглядит наступательная фронтовая операция, где вертолетам отводится роль воздушной артиллерии и универсального средства транспортировки.
Вторая Чеченская

Начальный этап этой компании практически повторил по характеру использования вертолетов интенсивный период 1-ой Чеченской. Это была наступательная операция наземных войск.
В дальнейшем, когда значительная часть мятежной территории была взята под контроль, характер применения начал меняться. Несмотря на большое количество вылетов, расход боеприпасов упал в разы. При этом интенсивность авиаподдержки наземных войск, напротив, заметно возросла – с 17% в конце 1999 года до средней цифры в 30 % в период с ноября 2002 по декабрь 2005 года – то есть до завершения активной стадии 2-й Чеченской. Заметно возросла доля РЭБ (до 8%) и ее эффективность. Доля разведывательных вылетов практически не менялась, но ее эффективность также возросла, благодаря использованию современного оборудования.

В пассивную фазу с весны 2006 года почти половина вылетов приходится на мониторинг – разведку и РЭБ, на транспортировку людей и грузов приходится менее 10%, притом, что количество вылетов сократилось почти в 10 раз по сравнению с самым интенсивным периодом активной фазы операции.


Общие итоги

За период с января 1995 по сентябрь 2007 года полк при выполнении задач в «горячих точках» выполнил 40309 полетов. Больше половины из них приходится на перевозку людей и грузов, 21,58% - доля авиаподдержки наземных войск, высадка рдг и десанта – 3,3%, воздушная разведка – 3,59%, РЭБ – 5, 45%. При этом доля полетов по перевозке людей и грузов достигнув максимума в начале 1-ой Чеченской войны (92,7%) неуклонно убывала до 43% в конце активной фазы контртеррористической операции в конце 2005 года. Изменение доли перевозок нельзя с уверенностью отнести к изменению тактики применения вертолетов – это изменение отражает различные этапы военных действий. При развертывании войск доля транспортных полетов существенно возрастает. Однако начиная с октября 2000 года заметно выросла доля авиподдержки наземных войск (до 20%). Этот изменение совпало с очередным этапом переподчинения: из управления авиации МВО полк вошел в состав 20-й гвардейской армии. Кстати, сразу после вывода войск из Афганистана, руководство Минобороны, уже принимало подобное решение. В целях повышения эффективности применения наземных войск, уменьшения потерь военнослужащих и экипажей вертолетов, централизации управления и организации тесного взаимодействия с войсками, армейская авиация вошла в состав Сухопутных войск. Однако и после очередного упразднения армейской авиации через два года – доля авиаподдержки осталась прежней. Это говорит о том, что, несмотря на переподчинение, была сохранена тактика тесного взаимодействия с наземными силами.

Транспортировка войск и грузов остается главной работой вертолетов и ее интенсивность вносит наибольший вклад в сумму вылетов. Но есть в статистике и замечательно малая величина: на долю поисково-спасательных заданий приходится всего 0,3% от общего числа полетов. Цифра катастрофическая, если не принять во внимание, что вертолетчики подразумевают под ней задания по спасению экипажей упавших ЛА. Тем не менее: как обстоит дело с поиском и спасением военнослужащих мотострелковых, десантных и разведывательных подразделений? Если бы не вертолетчики, то потери наземных войск были бы намного выше. Но насколько Ми-8 и его модификации приспособлены для этого? Американцы во Вьетнаме предприняли попытку сделать из вертолетов новую кавалерию, их Huey UH-1 был средством теснейшего взаимодействия с наземными силами. Но и потери «Ирокеза», безусловно, вертолета своего времени, были впечатляющие. Ми-8 прекрасно приспособлен для наступательной войны, как лучший в мире транспорт, для высадки десанта, но спасательные операции в зоне боестолкновения связаны для него с запредельным риском. Пилоты, прошедшие «горячие точки», знают, что спасательные операции на войне это сплошной героизм. Для таких нужд нужен вертолет с меньшей взлетной массой, более мобильный, более защищенный. Таких вертолетов у нас нет. Журнал «Вертолетная индустрия» уже писал, о необходимости создания нового десантного вертолета. Очевидно, что на этой же платформе должен быть создан военный поисково-транспортный вертолет.
Миротворцы

На фоне Чечни участие в миротворческих операциях за границей выглядит «отдыхом»…
Война в Анголе не затихает многие десятилетия. В средине 90-х годов в страну был направлен миротворческий контингент сил ООН, в составе которого вошла российская авиагруппа (РАГ) - семь вертолетов Ми-8МТВ. Личный состав полка находился в командировке на севере Анголы в 1996 – 1997 г.г. В период со 2 июля 1996 по 15 января 1997 г. группа налетала более 400 ч., выполняя задания по перевозке военных наблюдателей, специалистов по разминированию, врачей, больных и раненых, вела воздушную разведку позиций противоборствующих сторон.
Вертолетчики полка выполняли миротворческие задания в Сьеорра-Леоне и Судане.

Среди миротворческих миссий, выпавших на долю личного состава N-ского полка, особо стоит отметить Косово. С одной стороны – обычная миротворческая операция, причем далеко не самая опасная. За всю «командировку» вертолетчиков обстреляли всего один раз – несколько выстрелов было сделано из проезжавшей близ посадочной площадки машины. Вертолетчики базировались в Слатине, захваченной в свое время броском наших десантников. Об отношении сербов к русским написано много, но большей частью – общие рассуждения. Гостеприимство сербов вертолетчики испытали на себе. В самой Слатине все происходило в строгом согласии с давними российскими традициями – на голом месте своими силами. В той же Слатине сидели НАТОвские вертолетчики. К их прибытию все подготовили инженерные части: помещения для жилья, служебные помещения, вертолетные стоянки. Наших поместили в разрушенные авиацией НАТО казармы.

Все поставленные задачи вертолетчики выполнили на высоком уровне. В те очень непростые для российской армии годы удалось продемонстрировать силу. С гордостью рассказывают в родном городе, с каким уважением отнеслись коллеги из НАТО к Ми-24, особенно к 30-мм пушке. Думается, не меньшее уважение вызывали пилоты. Командир полка выполнил в Афганистане более 700 боевых вылетов, через Афган прошли и другие командиры. И сегодня костяк полка составляют ветераны многих «горячих точек» - летчики-инструкторы. Полк летает, есть кому летать и есть на чем летать. С 2000 г. из полка не уволился ни один лейтенант, включая техсостав, – случай, если не уникальный, то крайне редкий. Одна беда – лейтенанты быстро сами становятся ветеранами горячих точек. Полк по-прежнему продолжает выполнять боевые задачи.

27 октября 2008 г.

Источник: http://www.helicopter.su/magazine/column/10/27.php

Категория: Мои статьи | Добавил: Сергеич57 (21.11.2008)
Просмотров: 7037 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Время полёта

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024