Пятница, 19.04.2024, 04:18 | Приветствую Вас Гость
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
| |
| Главная страница | Регистрация | Вход |

Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [83]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 156

Главная » Статьи » Мои статьи

Еще раз о человеческом факторе
НВО, 23 января 2009 года

Аварийная ситуация возникла, когда промысловый азарт пассажиров вертолета пересилил законы аэродинамики, механики и здравого смысла. Опытный экипаж и командир авиаотряда были бессильны остановить зарвавшихся охотников, которые потребовали снять с горного склона застреленного ими горного козла. Дальше все просто: лопасти хвостового винта зацепились за гору, машина ударилась о камни и покатилась по склону. Последнее, что успел сделать командир экипажа, – выключить аварийно двигатели, не допустить пожар и даровать жизнь четверым счастливчикам из 11 участников перелета.
Приходится еще раз вспомнить труд четвертьвековой давности «Инженерная психология и синтез систем отображения информации». Его автор – ученый с мировым именем Валерий Венда на основе эргономической оценки предсказал за три месяца катастрофу на Чернобыльской атомной электростанции.

Новым по тому времени словом в науке стал приоритет человеческого фактора как «совокупности психологических особенностей взаимодействия человека с другими людьми и машинами в процессе труда, выбора и успешного освоения профессии». Катастрофа на ЧАЭС явилась следствием пренебрежения всеми составляющими данного фактора – отношениями людей между собой и вертикалью власти, организацией труда операторов и отсутствием у руководства соответствующей профессиональной подготовки.

Именно доминирование вертикали власти оказалось решающим на всех уровнях организации управления полетами вертолетов, считавшихся испокон века на Руси персональным транспортным средством начальства, большого и маленького. Что вынудило даже переподчинить ВВС вертолеты армейской авиации.

Обстоятельства катастрофы в Алтайских горах вполне подпадают под статью 10 «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе» Федерального закона «О противодействии коррупции», который был принят 19 декабря 2008 года Госдумой при непосредственном участии ряда фигурантов трагедии. В этой статье рассматривается ситуация, «при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законными интересами граждан, организаций, общества или государства». Где под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Целый букет этих «противоречий», повлиявших на личную заинтересованность, будет рассмотрен в уголовном деле, возбужденном по факту катастрофы в горах. Риторический вопрос: что помешало государственным служащим «принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов»?

Человеческий фактор, усиленный личной заинтересованностью, послужил детонатором ошибочных действий экипажа разбившегося вертолета, которые привели к катастрофе. Чтобы сделать однозначный вывод о вине летчика, допустившего ошибку в пилотировании, для Международного авиационного комитета (МАК) уже не потребуется полгода на расшифровку «черных ящиков».

Искоренению этих ошибок мешает нажитый десятилетиями «генеральский синдром», против которого ФЗ «О противодействии коррупции» пока бессилен.

Олег Сергеев

Категория: Мои статьи | Добавил: Сергеич57 (24.01.2009)
Просмотров: 676 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Время полёта

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024