Суббота, 13.08.2022, 06:23 | Приветствую Вас Гость
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
| |
| Главная страница | Регистрация | Вход |

Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [83]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 155

Главная » Статьи » Мои статьи

332 ОГВП БУ
История полка!
За годы ВОВ полк базировался на 24 аэродромах Ленинградского фронта. Было произведено 7470 боевых вылетов с налетом 6921час. Летчики полка провели 1396 воздушных боев, в которых сбили 250 самолетов противника.
7.071943 приказом НКО за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено звание "Гвардейский" С 1958года полк базируется на аэродроме Прибылово. В 1961г личный состав полка переучился на вертолеты МИ-4 и МИ-6, в 1971г-на МИ-8. В 1990  в боевой состав полка вошли вертолеты КА-27ПС,  в 1998г - МИ-24.
 
 
с 1980-1989гг личный состав выполнял интернациональный долг в ДРА. За эти годы через афган прошли 620 человек. Было выполненно 33230 боевых вылетов, уничтожено 2157 опорных пунктов мятежников.
394человека были награждены высокими государственными наградами, а гвардии капитану Кучеренко В.А было присвоенно высокое звание Героя Советского Союза.
С 1999г полк выполняет боевые задачи по уничтожению бандформирований на территории Чечни и обеспечивает боевые действия объединеной группировки войск на Северном Кавказе.
За этот период было награждено орденами и медалями свыше 165человек. К высокому званию Героя Российской Федерации представлен полковник Бабушкин Владимир Николаевич.
 

 

В 1991 году в гарнизоне Прибылово был открыт Памятник, посвященный Героям Великой Отечественной войны, воевавшим в составе 158 истребительного авиационного полка, с 7.07.1943 - 103 гв. ИАП и военнослужащим 332 ОГВП, павшим в Афганистане в период с 1979 по 1989 годы.
 
 

На левом крыле памятника на металлических доска перечислены двенадцать фамилий Героев Советского Союза - летчиков авиационного полка:

Здоровцев С.И.
Литаврин С.Г.
Матвеев В.И.
Богомазов Г.И.
Деменков С.В.
Жуков М.П.
Мартынов Е.В.
Плеханов И.Е.
Пономарчук С.Е.
Тотмин Н.Я.
Харитонов П.Т.
Шишкань И.М.

На правом крыле - перечислены фамилии 27-ми наших боевых товарищей, павших в Афганистане:

Аитов А.Г.
Блинков В.К.
Баландин А.И.
Бутенко В.П.
Вечерников И.В.
Даманский А.А.
Егоров Н.М.
Зарубин С.Б.
Землянский П.М.
Косенко А.В.
Курилов В.Н.
Косяк Н.В.
Колпаков В.П.
Концевич В.Б.
Косов В.Н.
Кукота С.О.
Ледовский В.А.
Мельников  С.И.
Шинкович В.В.
Цибулькин А.М.
Щеняев  А.П.
Сабуров С.Б.
Саранцев С.Н.
Суслов В.В.
Млявый С.П.
Ращупкин О.Н.
Скобов А.Н.
 

Степан Иванович Здоровцев ( 24. 12. 1916 - 9. 7. 1941) командир авиационного звена 158-го авиационного истребительного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) младший лейтенант. Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотаревка ныне Семикаракорского района Ростовской области в семье крестьянина. Русский. Окончил тракторно-механическую школу. Работал инструктором Нижневолжского комитета профсоюза речников и одновременно учился в Астраханском аэроклубе. В РККА с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в октябре 1940 года. Вместе со своим одногрупником М.П.Жуковым направлен служить в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с первого ее дня. Авиационная часть, в которой служил Здоровцев, дислоцировалась на аэродроме Кресты в районе города Пскова. Она прикрывала от ударов фашистской авиации города Псков, Остров и коммуникации подхода наших войск к линии фронта.

Степан Здоровцев в первых боях зарекомендовал себя мужественным и талантливым летчиком-истребителем. Особенно он отличился в бою 27 июня 1941 года. В этот день группа наших истребителей патрулировала над городом Остров. Вскоре в небе появились 10 немецких бомбардировщиков "Ю-88" в сопровождении истребителей "МЕ-109". Наши истребители вступили в бой и не допустили фашистских бомбардировщиков к городу. В этом воздушном бою Здоровцев полностью израсходовал боеприпасы. На обратном пути к своему аэродрому он встретил вражеского бомбардировщика. Не желая безнаказанно пропускать фашистский самолет, летчик таранил его. Потеряв управление, вражеский бомбардировщик врезался в землю. Вражеский летчик выбросился с парашютом и на земле был взят в плен нашими пехотинцами. Здоровцев благополучно приземлился и через два часа на этом же самолете вылетел на новое задание.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Степану Ивановичу Здоровцеву присвоено 8 июля 1941 года.

9 июля 1941 года младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались слишком неравными. В этом бою Здоровцев погиб. Навечно зачислен с списки воинской части. На Волге именем Героя назван пассажирский теплоход, в Астрахани и Волгограде - улицы. В городе Астрахани установлен памятник Герою.

Награжден орденом Ленина.
 
Полковник Литаврин Сергей Гаврилович (1921-1957)
 

Герой Советского Союза (1943)
На время представления к званию Героя Советcкого Союза:
командир эскадрильи 158-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус ПВО, Войска ПВО территории страны), капитан

Родился 14.12.1921 в селе Двуречки ныне Грязинского района Липецкой области Русский. Член КПСС с 1942. Окончил 8 классов и аэроклуб в городе Липецк.
В Советской Армии с 1939. В 1940 окончил Борисоглебскую военно-авиационную школу пилотов.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941.
Командир эскадрильи 158-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус ПВО, Войска ПВО территории страны) капитан Литаврин к середине декабря 1942 совершил 311 боевых вылетов, в 55 воздушных боях сбил 10 самолетов противника.

Звание Героя Советского Союза присвоено 28.01.43.

С 1944 летал на самолете «Липецкий комсомолец», построеный на сбережения молодежи Липецка.

В 1952 окончил Военно-воздушную академию.

Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, медалями.

Полковник Литаврин погиб в авиационной катастрофе 4.02.1957.

В Липецке его имя носят пионерская дружина школы № 5, переулок и улица, где на доме № 2 установлена мемориальная доска.
Матвеев Владимир Иванович.
 

Родился 27 октября 1911 года в Санкт-Петербурге в семье рабочего. Русский Член ВКП(б) с 1938 года. Окончил 5 классов. Работал слесарем на фабрике "Красный Октябрь". В РККА с 1930 года. В 1931 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1933 - Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Командир эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) капитан Матвеев В.И. 8 июля 1941 года при отражении налёта авиации противника на Ленинград, израсходовав весь боекомплект, применил таран: концом плоскости своего МиГ-3 срезал хвостовое оперение фашистского самолёта. Вражеский самолёт упал у деревни Малютино. Благополучно произвёл посадку на своём аэродроме. 22 июля 1941 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалью.

Погиб в воздушном бою 1 января 1942 года, прикрывая "Дорогу жизни" по Ладоге. Похоронен в Ленинграде.
 
БОГОМАЗОВ
 

Григорий Иванович
Родился 28.01.1918 в дер. Коновалове ныне Волоконовского района Белгородской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942. Образование среднее, работал мастером на чулочной фабрике в Сталинграде. В Советской Армии с 1938. В том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Заместитель командира эскадрильи 158-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) старший лейтенант Богомазов к июлю 1943 совершил 350 боевых вылетов, в 50 воздушных боях лично сбил 12 и в группе 4 самолета противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 2.9.43.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1956 окончил Военно-воздушную академию. С 1969 полковник Богомазов - в запасе. Живет в Витебске. Работал на обувной фабрике. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Отечественной войны 2 степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями. Его имя помещено на мемориальной доске, установленной на здании обкома ДОСААФ в Волгограде.
 
Жуков Михаил Петрович летчик 3-й эскадрильи 158-го истребительного авиационного полка (41-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 23-й армии, Северный фронт) младший лейтенант. Родился 10 ноября 1917 года в деревне Ружбово ныне Череповецкого района Вологодской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 24 июля 1941 года. В 1930 году окончил начальную сельскую школу в селе Покров. Затем учился в неполной средней школе в селе Абаканово. В 1931 году поступил в Шухободскую профтехшколу, которую окончил с отличием в 1933 году. В качестве премии ему подарили весь изготовленный им во время практики инструмент. В январе 1934 года направлен в Ленинградскую школу строителей нового ученичества. С сентября того же года работал слесарем на Ярославском шинном заводе. Одновременно учился в ФЗУ при резино-астбестовом комбинате. По окончании ФЗУ получил 4 разряд (высший для учеников) и поступил на работу в электроцех шинного завода. Здесь же вступил в комсомол. Осенью 1936 года по комсомольской путевке направлен в аэроклуб. В РККА с ноября 1938 года. В октябре 1940 года окончил Сталинградское военное авиационное училище. В училище освоил самолеты Р-5, УТИ-4, И-16. Вместе со своим одногрупником С.И.Здоровцевым направлен в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа.
 

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Свой первый боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 11.00.

29 июня 1941 Жуков М.П. года дежурил на аэродроме. В 5.40 над аэродромом показалось 12 вражеских бомбардировщиков Ju-88. В составе восьмерки истребителей И-16 под командованием лейтенанта В.Иозицы он вылетел на перехват. Решительной атакой наши истребители нарушили строй вражеских самолетов. Те начали беспорядочно сбрасывать бомбы и разворачиваться на свою территорию. Но один бомбардировщик решил незаметно прорваться к аэродрому и сбросить на него бомбы. Жуков устремился за ним. Немецкий стрелок открыл огонь, но несколькими очередями Жуков заставил его замолчать. Следующей очередью он поджег немецкий бомбардировщик, который задымил и стал снижаться. Жуков догнал его, подошел сзади на расстояние 50 м и нажал на гашетку, но выстрелов не последовало - патроны кончились. Тогда Жуков решил пойти на таран. Он бросил свой истребитель в пике на врага. Пытаясь оторваться со снижением, "юнкерс" упал в Псковское озеро в 15 км. западнее города Остров. Жуков произвел посадку на своем аэродроме. Это был его третий боевой вылет.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Михаилу Петровичу Жукову присвоено 8 июля 1941 года, одному из первых во время войны.

24 июля принят кандидатом в члены ВКП(б). Воевал в небе Ленинграда. 3 сентября в паре с П.Шестаковым сбил Me-110. Затем сопровождал транспортные самолеты, прикрывал порты на Ладожском озере, Волховскую ГЭС. Был ранен. В конце 1941 года освоил истребитель P-40E. 3 декабря у мыса Осиновец сбил 2 вражеских самолета. За отличные действия при разгроме финского десанта на Ладожском озере награжден орденом Красного Знамени.

Утром 12 января 1943 года в начале прорыва блокады Ленинграда командир звена того же полка (13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) старший лейтенант Жуков М.П., прикрывая наземные войска в районе поселка Московская Дубровка, вступил в бой с 9 немецкими истребителями. В разгар боя в бензобак попал снаряд и самолет Жукова взорвался. Всего совершил 286 боевых вылетов, в 66 воздушных боях сбил 9 вражеских самолетов лично и 5 - в группе. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени (20 января 1943 года посмертно).

Бюсты Героя были установлены возле школ №3 в Ярославле (работы скульптора В.А.Мошкина) и в Абаканове, мемориальные доски - на зданиях ГПТУ №7 Ярославля, школы №14 Череповца и СПТУ-1 села Шухободь Череповецкого района Вологодской области. Его имя носят улицы в Ярославле и Череповце. Навечно зачислен в списки работников Ярославского шинного завода
 
МАРТЫНОВ Евгений Васильевич
(р. 1924)

 
 
Советский войсковой авиаразведчик. Полковник. Русский, родился в селе Чернееве Дмитровского района Московской области в крестьянской семье. Член ВКП(б) с 1945 года. Окончил в Москве девять классов и аэроклуб. С сентября 1941 года - в Красной Армии, в 1943 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. С октября 1943 года - участник Великой Отечественной войны. Воевал в звании гвардии лейтенанта командиром звена 98-го гвардейского отдельного разведывательного авиаполка (Главное командование ВВС Красной Армии). К апрелю 1945 года совершил 170 успешных боевых вылетов на аэрофоторазведку войск, оборонительных сооружений и техники противника. Вскрыл и сфотографировал большое количество оборонительных сооружений, прикрывающих города и крупные населенные пункты, а также десятки железнодорожных узлов и станций, аэродромов и других важных объектов. В августе 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Высшие летно-тактические курсы КУОС, в 1955 году - Центральные летно-тактические курсы. Командовал истребительным авиаполком в группе советских войск в Румынии, с 1962 года - вертолетным полком. С 1964 года - в запасе. Живет в Москве, работал в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. Награжден орденами Ленина, двумя - Красного Знамени, Александра Невского, двумя - Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.
 
Плеханов Иван Ефимович.
 

Плеханов Иван Ефимович - командир звена 158-го истребительного авиационного полка 7-го истребительного авиационного корпуса Войск ПВО территории страны, старший лейтенант.
Родился 27 сентября 1917 года в селе Ильинка Пристенского района Курской области в семье крестьянина. Русский.
Член КПСС с 1941 года. Окончил 7 классов и 1 курс Курского железнодорожного техникума.

В Красной Армии с 1936 года.
Окончил Качинскую военно-авиационную школу лётчиков в 1938 году.
С 1938 по 1941 годы жил в городе Люберцы Московской области.

21 июня 1941 года Плеханов выполнил своё первое <боевое> задание, доставив пакеты особой важности в авиационные полки Московского военного округа с предписанием рассредоточить самолёты и быть в полной боевой готовности.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С первых дней Плеханов участвовал в патрулировании воздушных подступов к Москве.

В начале сентября 1941 года полк, в котором служил Плеханов, был переброшен на защиту Ленинграда.

Как-то раз воздушный разведчик врага пытался сфотографировать под Ленинградом переправу наших войск. Плеханов немедленно атаковал врага. С дистанции 50 метров он открыл огонь. В результате подбитый <мессершмитт> врезался в болото.

26 июня 1942 года стремясь разрушить железнодорожный мост и взорвать плотину Волховской ГЭС, гитлеровцы предприняли массированный налёт. Всего в нём участвовало 56 бомбардировщиков Ю-88 и 12 истребителей Ме-109. Нашу десятку вёл Плеханов. Он, настигнув флагмана, обрушил на него всю огневую мощь. Тот вспыхнул факелом и пошёл к земле. Ещё одного <Юнкерса> уничтожил Михаил Жуков. В этом бою Плеханов был легко ранен. Всего в тот день советские лётчики уничтожили 13 вражеских самолётов.

28 июля 1942 года Плеханов сбил в первом вылете в районе города Урицк (ныне в черте Ленинграда) 2 бомбардировщика, а во втором - истребитель противника.

Старший лейтенант Плеханов к августу 1942 года совершил 244 боевых вылета, в 34 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 2 самолёта противника.

2 августа 1942 года Плеханов, уже сбив 2 вражеских самолёта, увидел, как 3 <мессершмитта> нацелились на его ведомого. Он поспешил на помощь, и один <мессер>, дымя, пошёл к земле. Но когда выходил из атаки, 2 немецких истребителя обрушились на него.
Снаряд попал в кабину. Плеханов не сразу заметил, что осколком снаряда ему срезало руку. Колоссальным усилием воли обливающийся кровью лётчик развернул самолёт в сторону своей территории и, теряя силы, открыл колпак кабины и отстегнул ремни:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Ивану Ефимовичу Плеханову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали <Золотая Звезда> (№ 780).

Последние 2 года войны Плеханов провёл на одном из аэродромов. Капитан без правой руки занимался обучением молодых лётчиков премудростям воздушного боя.

После войны продолжал службу в Главном штабе ВВС.
В 1956 году в звании полковника Плеханов уволился в запас. Работал в Первомайском райисполкоме города Москвы.
Скончался 19 апреля 2005 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
 
Степан Ефремович Пономарчук
 

Герой Советского Союза (5.02.40). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Родился 26.03.13 г. в г. Гайсин Винницкой области в семье рабочего. Украинец. Окончил семилетку. Работал токарем в железнодорожном депо.

В РККА с 1934 г. В 1937 г. окончил 7-ю военную школу летчиков в г. Сталинграде.

Член ВКП(б) с 1939 г.

Участвовал в советско-финской войне. Был военным комиссаром эскадрильи 5-го сбап Мурманской авиагруппы ВВС 14-й армии.

К январю 1940 г. совершил 10 боевых вылетов на бомбардировку скоплений войск противника, аэродромов и нанес врагу большой урон.

В наградном листе на присвоение Пономарчуку звания Героя Советского Союза указывалось: «Делу партии Ленина и социалистической Родине предан.

18 декабря во главе звена атаковал в районе Наутси автоколонну с войсками противника. Своим пулеметным огнем с пикирования до высоты 50 м расстреливал войска и автомашины противника. В результате этой атаки несколько машин загорелось. В этом же бою после первой атаки, когда командир эскадрильи вышел из боя, тов. Пономарчук повел эскадрилью па повторные атаки.

19 декабря т. Пономарчук пулеметным огнем уничтожил два вражеских пулеметных гнезда. Заметив по время атаки противника другим звеном эскадрильи зенитно-пулеметную точку, комиссар эскадрильи, политрук Пономарчук поспешил па помощь своим товарищам и пикируя до высоты 25 метров в упор расстрелял эту зенитную точку врага. После посадки на аэродроме летчики этого звена подошли к тов. Пономарчуку и поблагодарили его за боевую выручку. В этот боевой вылет его самолет получил две пробоины.

21 декабря т. Пономарчук, сопровождая бомбардировщиков в районе Виртаниели, заметил стреляющую по нашим самолетам зенитно-пулеметную установку противника на автомашине. Несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь он атаковал ее и уничтожил.

Старший политрук Пономарчук пользуется высоким боевым авторитетом и не только в своей эскадрилье, но и среди всего личного состава полка.

Во всех своих боевых вылетах он проявил высокое летное мастерство и героизм.

5.02.40 г. старшему политруку Пономарчуку Степану Ефремовичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 76.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Был комиссаром 158-го иап ПВО 7-го иак ПВО. С января 1942 г. – командир 158-го иап ПВО (с 7.07.43 г. – 103-го гвардейского истребительного авиаполка ПВО 2-го гвардейского Ленинградского истребительного авиакорпуса ПВО).

Участвовал в советско-японской войне. Командовал 103-м гиап 2-го Дальневосточного фронта.

В 1950 г. подполковник Пономарчук окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава.

С 1958 г. полковник Пономарчук в запасе.

Жил в Брянске.
 
Тотмин Николай Яковлевич летчик 158-го истребительского авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) - старшина. Родился 19 декабря 1919 года в селе Усть-Яруль ныне Ирбейского района Красноярского края в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов школы, 2 курса Канского сельскохозяйственного техникума и аэроклуб. Работал в колхозе. В РККА с 1939 года. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К.Серова. Служил в 15-м истребительном авиационном полку.
 

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Всего совершил 63 боевых вылета, сбил лично 2 (1 - тараном) самолета противника. Награжден орденом Ленина.

Звание Героя Советского Союза старшине Николаю Яковлевичу Тотмину присвоено 22 июля 1941 года за первый в мире лобовой таран самолета противника.

Старший лейтенант Тотмин Н.Я. погиб в групповом воздушном бою 23 октября 1942 года с 18 км севернее города Тосно. Его самолет упал в болото на оккупированной территории. В Усть-Яруле установлена мемориальная доска. Именем Героя были названы улицы в Красноярске, Усть-Яруле и в селе Ирбейское, пионерская дружина средней школы, где учился Тотмин.

Комсомолец Тотмин Н.Я. утром 4 июля 1941 года первым поднялся в воздух на истребителе И-16 для отражения налета вражеской авиации на аэродром Рожкополье. Набрав высоту, он обнаружил 8 бомбардировщиков Ju-88, которые уже заходили в атаку на стоянку самолетов. Тотмин бросился им наперерез и с первой же атаки подбил ведущего. Строй "юнкерсов" распался. Продолжая атаковать, Тотмин поджог второй и хотел его добить, но в это время сзади появились истребители сопровождения Me-109. Оставив поврежденный бомбардировщик, Тотмин развернулся и пошел в лобовую атаку. В последний момент фашист хотел отвернуть в сторону, но Тотмин, накренив свой истребитель, крылом срезал плоскость "мессершмитта". Тот, кувыркаясь, упал на окраине аэродрома и сгорел. От удара И-16 потерял управления и вошел в штопор. Тотмин попытался выпрыгнуть, но поток воздуха помешал этому. Тогда он руками выбросил купол парашюта за борт и тот вытащил его из кабины на высоте 50 м.

20 июля 1941 года сбил еще один самолет противника.
 

Харитонов Петр Тимофеевич.

Родился 16.12.1916 г. в с. Княжево, Моршанского р-на, Тамбовской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942 г. Образование среднее. После окончания педагогических курсов работал учителем в школе No. 12 г. Улан-Удэ.

В Советской Армии с 1938 г. Окончил Батайскую военно-авиационную школу летчиков в 1940 г.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г.

28.06.41 г. в 13.00 П.Т.Харитонов вылетел в составе звена И-16 под командованием лейтенанта Д.Н.Локтюхова в свой первый боевой вылет на отражение налета бомбардировщиков Ju-88 на город Остров Псковской области. В разгар боя Харитонов отсек от группы один бомбардировщик и решил его уничтожить. Вскоре у него кончились боеприпасы. В это время стрелок "юнкерса" открыл огонь и повредил маслосистему И-16, но истребитель еще управлялся и Харитонов решил не выходить из боя. Он зашел в хвост бомбардировщику и оказался в мертвой зоне. Но пулеметы молчали. Тогда Харитонов прибавил скорость и винтом своего истребителя нанес удар по рулю глубины. Только одному члену экипажа "юнкерса" удалось выпрыгнуть с парашютом и он был взят в плен. Харитонов произвел посадку на поврежденном самолете на своей территории. После смены винта самолет вновь был готов к вылету /2/. По данным /3/ таран был совершен 27 июня, при этом уничтожен Ju-88 из II/KG77.

08.07.41 г. П.Т.Харитонову присвоено звание Героя Советского Союза.
 

25.08.41 г. на ближних подступах к Ленинграду П.Т.Харитонов совершил второй таран. Северо-восточнее Красногвардейска в паре с лейтенантом В.П.Иозицей он атаковал вражеский самолет, распознанный как He-111. Израсходовав боекомплект, Харитонов плоскостью своей машины снес хвостовое оперение бомбардировщика. После атаки истребителя бомбардировщик Ju-88 No. 6387 из 6/KG76 не мог продолжать полет и упал, а командир экипажа ефрейтор А.Шёпфер и радист смогли покинуть самолет с парашютами. Поскольку Харитонов также воспользовался парашютом и все три авиатора спускались рядом друг с другом, то немцы попытались из пистолетов прямо в воздухе расстрелять советского летчика. Однако Иозица оказался начеку, после предупредительных очередей его И-16 огонь прекратился; оба немца попали в плен. За этот подвиг мл. лейтенант Харитонов награжден орденом Ленина.

В сентябре 1941 г. в воздушном бою был тяжело ранен. Вернулся в строй только в 1944 г.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 г. окончил Военно-воздушную академию. С 1955 г. полковник Харитонов — в запасе. Жил в Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города.

Награжден двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.

Умер 01.02.1987 г.
 
 
Шишкань Илья Минович
 

Родился 1.8.1918 в с. Могилево ныне Царичанского района Днепропетровской обл. в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1941. Окончил зоотехникум, учился в Днепропетровском государственном университете. В Советской Армии с 1937. В 1940 окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Заместитель командира эскадрильи 158-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны) старший лейтенант Шишкань к декабрю 1942 совершил 373 боевых вылета, в 56 воздушных боях лично сбил 12 и в группе 2 самолета противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 28.01.43. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды.   Воевал в составе 158 иап ПВО, был зам. командира эскадрильи. 21 июня 1943 г. в воздушном бою под Ленинградом был сбит. Выбросился с парашютом, но был расстрелян немцами в воздухе. Его бюсты установлены в г. Всеволожске и в с. Могилёво Ленинградской обл.  Похоронен в с. Смольное Всеволожского района Ленинградской обл. В г. Всеволожск и в с. Могилево установлены бюсты Героя. В Ленинграде и Всеволожске его именем названы улицы.
 
КАПИТАН
АИТОВ АБДУЛЛА ГАЛИУЛЛОВИЧ
    Старший командир вертолета Ми-8, родился 3.4.1953 г. в г. Куйбышев. Татарин. В Вооруженных Силах СССР с 15.11.71 г. Окончил Сызранское ВВАУЛ.
    В Республике Афганистан с октября 1982 г. Принял участие в 5 боевых операциях, во время которых из бортового вооружения вертолета уничтожил 2 склада с боеприпасами и 4 огневые позиции крупнокалиберных пулеметов. В боевой операции в Панджшерском ущелье участвовал в эвакуации личного состава с площадок, находившихся на высоте более 3000 метров. При очередном вылете за людьми его вертолет сбили мятежники. Тяжелораненый Аитов был эвакуирован в госпиталь, где 29.07.83 г. скончался.
    За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в селе Мочалеевка Похвистневского района Куйбышевской области
 

МАЙОР

СКОБОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

    Командир эскадрильи вертолетов Ми-6, родился 03.07.1951 г. в дер. Дуброво Шумилинского района Витебской области БССР. В Вооруженных Силах СССР с 01.04.1970 г. После Витебского УАЦ окончил экстерном Сызранское ВВАУЛ в 1972 году.

    В Республике Афганистан с сентября 1983 г. Выполнил 278 вылетов. Перевез 1610 человек (из них 185 раненых), 299 тонн различных грузов. Принимал участие в 5 боевых операциях, доставляя боеприпасы и осуществляя высадку десанта на высокогорные площадки. В феврале 1984 г. в течение 2 суток выполнил 12 боевых вылетов по доставке в район боевых действий боеприпасов и топлива. 27.03.1984 г. под сильным огнем противника произвел подцепку и подъем 2 подбитых вертолетов Ми-8 и доставил их на аэродром у г. Файзабад. 14.07.1984 г. во время выполнения очередного боевого задания его вертолет подвергся обстрелу и взорвался в воздухе. Скобов погиб.

    Награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени, орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на городском кладбище «Мазурино» в г. Витебск.
БЛИНКОВ Валерий Константинович, майор, ком-р отряда вертолетов Ми-6, род. 16.6.1949 в дер. Рыбаки Раменского р-на Моск. обл. Русский.
В Вооруженных Силах СССР с 1.4.68.
Экстерном окончил Краснодарское объедин. летно-технич. уч-ще.
В Республике Афганистан с сентября 1983.
Совершил 265 боевых вылетов. Обладал высокими командирскими качествами, в боевой обстановке уверенно управлял действиями подчиненных.
14.7.1984, выполняя боевое задание, погиб.
За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в пос. Малаховка Люберецкого р-на Моск. обл
 
КОСОВ ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ
СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ в/ч 70419
    Штурман вертолета Ми-6, родился 27.11.1953 г. в г.Ленинград. Русский. Окончил Ленинградский лесотехнический институт. В Вооруженных Силах СССР с 14.9.1981 г. проходил службу в в/ч 55745 п.Прибылово Ленинградской области.
    В Республике Афганистан с сентября 1983 г. Участвуя в боевых вылетах, в сложных условиях на предельно малых высотах, точно выводил вертолет в назначенные районы. 14.7.1984 во время выполнения боевого задания был сбит зенитными средствами.
    За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на Северном кладбище Ленинграда.
 
ЛЕДОВСКИХ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ
   Летчик вертолета Ми-6, родился 11.12.1952 г. в селе Вадино Сафановского р-на Смоленской обл. Русский. В Вооруженных Силах СССР с 25.8.1969 г. Закончил Харьковское ВВАУЛ.
   В Республике Афганистан с сентября 1983 г. 14.7.1984 г. во время очередного боевого вылета погиб.
   Награжден орденом Красной Звезды (погиб). Похоронен на родине.
 
КОНЦЕВИЧ ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ
СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ в/ч 70419
    Бортовой авиатехник вертолета Ми-6, родился 20.8.1959 г. в г. Брянка Луганской области. Украинец. В Вооруженных Силах СССР с 5.8.1976 г. Закончил Харьковское ВАИУ. Служил в в/ч 55745 п.Прибылово Ленинградского ВО.
    В Республике Афганистан с сентября 1983 г. 15.11.1983 г. во время выполнения боевого задания его вертолет был сбит.
    Награжден двумя орденами Красной Звезды (одним из них посмертно). Похоронен в г. Брянка.
 
БАЛАНДИН Александр Иванович, прапорщик, бортмеханик вертолета Ми-6, род. 3.7.1952 в пос. Ключевое Выборгского р-на Ленингр. обл. Русский. Работал на Глебычевском эксперимент, з-де.
В Вооруженные Силы СССР призван 3.11.70 Выборгским ОГВК.
В Республике Афганистан с августа 1983.
Обязанности бортмеханика выполнял безукоризненно.
15.11.1983 во время полета по доставке материальных средств и горючего действующим войскам его вертолет при подходе к аэродрому Кундуз столкнулся с землей и сгорел.
Баландин А.И. погиб.
За мужество и храбрость Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Похоронен на гражданском кладбище Приморска Выборгского р-на.
 

Вечерников Игорь В.

Лейтенант
Штурман вертолета МИ 6

Закончил Ворошиловоградское ВВАУШ.

В Республике Афганистан - с сентября 1986 года.

Умер от тяжелого заболевания, полученного в период прохождения службы в ДРА.
Похоронен в г. Краснодон, Украина.
 
БУТЕНКО ВИКТОР ПЕТРОВИЧ
СТАРШИЙ ПРАПОРЩИК
Воздушный стрелок-радист вертолета Ми-6, родился 1955 г. в г.Днепропетровск УССР. Окончил Школу младших авиационных специалистов. Проходил службу в 332-м овп п.Глебычево.
В Республике Афганистан был дважды (в/ч 70419 а/э Кундуз): с 14.9.1983 по 22.11.1984 и с 27.9.1986 по 20.10.1987 г. Умер 19.3.1988 г. по возвращению домой от серьезного заболевания полученного в Афганистане.
Похоронен на кладбище Диевка-1 г.Днепропетровска.
 
ДОМАНСКИЙ АЛЕКСАНДР АННАНЬЕВИЧ
ПРАПОРЩИК в/ч 97978
Бортовой авиационный механик - воздушный стрелок вертолета Ми-8. В Вооруженных Силах СССР с 26.4.1981 г. Проходил службу в в/ч 55745 п.Прибылово Ленинградской области.
В Республике Афганистан с сентября 1984 г. 10.10.1984 г. при заходе на посадку его вертолет был сбит, Доманский погиб.
Похоронен в с. Княгини Млиновского р-на. В его честь названа одна из улиц села.
 
10 октября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 3-й ВЭ 50-го осап (Кабул). Полет парой по маршруту Кабул - Гардез. На площадке Бараки высадили авиационного наводчика и стали набирать высоту, в этот момент вертолет свалился в штопор. Командир экипажа и летчик-штурман удачно покинули машину на парашютах и хоть и приземлились на минное поле - остались живы, а борттехник пр-к А.А.Доманский средствами спасения не воспользовался - погиб. Потеря управляемости, предположительно, произошла в следствии огневого воздействия с земли
 
ЗАРУБИН СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ
ЛЕЙТЕНАНТ в/ч 97978
    Летчик-штурман вертолета Ми-8, родился 7.5.1958 г. в г.Ярославль. Русский. В ВС СССР с 2.4.1979 г. Окончил Ярославский УАЦ, экстерном закончил Саратовское ВВАУЛ. Перед командировкой служил в в/ч 55745 г.Прибылово Ленинградского ВО.
    В Республике Афганистан с октября 1982 г. Совершил 240 боевых вылетов на уничтожение опорных пунктов, складов оружия и боеприпасов противника, эвакуацию раненых. 19.7.1983 экипаж, в котором он действовал, выполнял боевое задание по поиску каравана противника. При взлете с площадки в р-не н.п. Газни вертолет был обстрелян и потерпел катастрофу. Зарубин погиб.
    За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на Игнатовском кладбище в Ярославле.
 
ЗЕМЛЯНСКИЙ ПАВЕЛ МАКСИМОВИЧ
КАПИТАН в/ч 65235
     Начальник слесарно-механической группы, родился 8.8.1939 г. в селе Нижне-Павловка Оренбургской обл. В Вооруженных Силах СССР с 15.10.1958 г. Окончил Иркутское АТУ ГА в 1972 г. С 1978 служил в в/ч 55745 п.Прибылово ЛенВО.
     В Республике Афганистан с 21 декабря 1982 г. 16.09.1983 самолет, на котором он возвращался в свою часть после обмена опытом, патерпел катастрофу при посадке на аэродроме у г.Баграм. Землянский погиб.
    Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на Южном кладбище в г.Выборг Ленинградской обл.
 
КОСЕНКО АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ПОДПОЛКОВНИК в/ч 70419
    Командир вертолетной эскадрильи, родился 6.03.1947 г. в г. Благовещенск Амурской области. Русский. В Вооруженных Силах СССР с 20.08.1966 г. Окончил Сызранское ВВАУЛ в 1970 г. До 1978 проходил службу в п.Могоча, дальнейшее место службы п.Прибылово ЛенВО. С 4.5.86 по 27.5.86 принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
    В Республике Афганистан с сентября 1986 г. Выполнил 165 боевых вылетов с налетом 180 часов. 17.04.1987 г. будучи ведущим группы вертолетов, при выполнении боевой задачи по доставке топлива на высокогорную площадку в районе г. Файзабад своевременно заметил пуск ракет по вертолетам. Подал команду на выполнение противозенитного маневра и отстрел тепловых ловушек, чем предотвратил боевые потери и обеспечил успешное выполнение боевой задачи. При выполнении очередного задания заболел и 13.07.1987 г. умер.
    За мужество и отвагу награжден орденом “За службу Родине в ВС СССР” III степени и орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в г. Горький.
 

КУРИЛОВ   В.Н.
КАПИТАН

19 ноября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Эк
Категория: Мои статьи | Добавил: kirill (19.01.2008)
Просмотров: 8344 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 4.9/9 |
Всего комментариев: 5
0
5 Liska   [Материал]
Большое спасибо!

0
4 Dvornikov VL   [Материал]
ребята! может кто пересекался с Прохоровым В. или с Чистяковым В. Шацкий а ты то хоть жив? 1972- 76гг. Прибылово.

0
3 Андрей   [Материал]
МЛЯВЫЙ СТЕПАН ПЕТРОВИЧ
КАПИТАН в/ч 70419
Штурман отряда вертолетов Ми-6, родился 18.10.1949 г. в г.Чашники, Витебской области БССР. Белорус. В Вооруженных силах СССР с 01.04.1968. Сдал экстерном экзамены за полный курс среднего военного училища штурманов при Челябинском ВВАУШ в 1981 г. Служил в ПрикВО, ЗабВО, ГСВГ и в/ч 55745 п.Глебычево ЛенВО.
В Республике Афганистан с 10 декабря 1984 г. Совершил в составе экипажа 117 боевых вылетов. Погиб 14.03.1985 в авиационной катастрофе, произошедшей на вертолетной площадке у г.Пули-Хумри.
За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на северном кладбище в г.Минске.

0
2 Андрей Минский   [Материал]
Капитан Млявый Степан Петрович. Штурман вертолета МИ-6. Родился 18.10.1949 в г.Чашники, Витебской области, Республика Беларусь. Белорус. В Республике Афганистан проходил службу с декабря 1984 г. (в/ч 70419 а/э Кундуз) по 14 марта 1985 г. Выполнил 117 боевых вылетов. Погиб 14 марта 1985 г. За мужество и отвагу награжден (посмертно) орденом Красной звезды. Похоронен в г.Минске на Северном кладбище. Семья проживает в г.Минске.

0
1 vizagbi   [Материал]
Такие сайты нужны потомкам. Отлично. Мы должны знать историю.
Если кто-нибудь пересекался в 1983-1984 годах в Афганистане с Захаровым Валерием Ивановичем, лейтенантом, л-ш Ми-8 дайте знать на электронный адрес. Заранее благодарен.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Время полёта

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022