Четверг, 25.04.2024, 11:38 | Приветствую Вас Гость
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
| |
| Главная страница | Регистрация | Вход |

Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [83]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 156

Главная » Статьи » Мои статьи

Интеграция вертолетного хозяйства
В конце прошлого столетия в вертолетостроении (и не только) наметилась новая тенденция интеграции, которая с началом нового века продолжает набирать обороты. Если в начале пути интеграция была направлена внутрь вертолета и объединяла комплекс оборудования и специальных систем (вооружения), то со временем она вырвалась за эти рамки и устремилась к интеграции вертолетных систем в системы эксплуатации, подготовки и организации выполнения задания, обучения, логистического обеспечения и т.д.
Журнал "Авиапанорама" №5-2008,

Однако интеграции этого было мало, она охватила весь жизненный цикл, вовлекая эксплуатацию и ремонт в разработку и производство, одновременно расширяя географию на весь вертолетный мир. Сегодня она, как хамелеон, постоянно меняет свои формы, содержание, ритмы функционирования и т.д. Процессы, протекающие в вертолетном хозяйстве, можно коротко охарактеризовать, как всеобщую вертолетную интеграцию, интеграцию, которая охватывает все стороны и проникает во все сферы 'рождения, жизни и смерти' вертолетов.

Интеграция (от латинского integrum - целое) - это не простая сумма, а объединение с целью получения дополнительного эффекта - 'синергии'. Для рациональной интеграции и получения максимального эффекта необходима соответствующая организация сил и средств, которая способна получить этот эффект. Это не простое объединение или слияние ради амбиций или длинного списка участников. Интеграция - это сложное многоуровневое явление со своими причинами, целями и направлениями развития.

Уровни интеграции. Интеграция нижнего уровня - процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимосвязи и взаимозависимости элементов. Интеграция верхнего уровня - это интеграция систем, основанная на взаимосвязи и взаимозависимости отдельных процессов. Это уже система систем, где на смену элементам пришли процессы. Реальная же интеграция, как 'слоеный пирог', от нулевого уровня интеграции элементов и функций до верхнего - систем и процессов.

Причины. Объективная необходимость поворота к интеграции вертолетного хозяйства обусловлена несколькими причинами:
 резким повышением спроса и обострением конкуренции на рынке вертолетов;
 ограничением возможностей отрасли (людскими ресурсами, производственными мощностями);
 необходимостью сокращения расходов на разработку, производство и эксплуатацию;
 особенностями применения, которые 'толкают' вертолеты к интеграции:
а) продолжительная эксплуатация небольших по численности групп (1-3 ед.) в отрыве от основных баз (вне
аэродромов) в удаленных районах;
б) совместная работа в составе сборных федеральных и интернациональных команд техники, различающейся по типу (вертолеты, самолеты, космические корабли, наземная техника, суда:), по принадлежности (под эгидой ООН, Красного Креста, НАТО, ЕС, Африканского Союза:), по своему целевому предназначению (чрезвычайные ситуации, борьба с терроризмом, научные исследования, добыча природных ископаемых:) и др.
Главная цель - сделать вертолетные технологии максимально эффективными и максимально доступными.

Направления. Интеграция вертолетного хозяйства идет по двум взаимосвязанным направлениям: вертикальному и горизонтальному.
Вертикальная интеграция. Система - Вертолет - Программа - Хозяйство (у интеграции нет границ, это открытая архитектура). В начале века вертикаль сменила направление на обратное. Раньше об интеграции говорили лишь в рамках воздушного судна (ВС) и вектор был устремлен вовнутрь, на создание единого интегрированного комплекса оборудования. Теперь он направлен за границы ВС - интеграция в системы, связанные с использованием по назначению, техническим обслуживанием и ремонтом, интеграция этапов жизненного цикла (разработки, производства и эксплуатации).

У нас часто любят повторять, что один новый вертолет может заменить три или четыре старых. Однако, если 'кинуть' его в систему эксплуатации, то эффективность не изменится. Интеграция out - это когда ВС вписывается в условия применения потребности и возможности эксплуатанта, причем это решается не после того, как ВС пришло в эксплуатацию, а на этапе разработки ВС, а точнее, на этапе разработки системы. В систему эксплуатации, кроме непосредственно эксплуатанта, вместе с ВС вписывается производитель и разработчик. Что позволяет максимально рационализировать связи: вертолеты - люди - силы и средства внутри системы. Занимается вопросом тот, кто 'лучше' подготовлен к решению данной функции. Вместо привычного 'хвоста', который тянулся за ВС, гибкая, самонастраивающаяся система, способная получить максимум от вертолетной системы.

Горизонтальная интеграция (или глобализация). Интеграция не только вышла за рамки ВС, она перешла рамки отдельных этапов жизненного цикла и национальные границы разработки, производства и эксплуатации. Современные вертолеты производят в одном месте, собирают в другом, испытывают в третьем, комплектуют, обслуживают и ремонтируют в четвертом, летают по всему миру, и ничего - все живы, здоровы и получают достойный заработок, растет количество рабочих мест, занятых в производстве, повышается профессиональный и, самое главное, социальный уровень.

Сегодня в разработку и производство привлекаются страны, которые никогда ранее не разрабатывали и не производили вертолеты. Расширяется круг стран участников работ по созданию, продвижению и сопровождению эксплуатации вертолетов. Этот процесс захватил все континенты, начиная с Европы (Испания, Румыния, Польша и даже: Финляндия) до ЮВА, среди привычных на слух Японии, Кореи и Китая, появились Индия, Австралия, происходят изменения и на Ближнем Востоке. Словом весь мир начинает 'строить' вертолеты. Конечно, не на уровне 'сами с усами', а в кооперации с ведущими вертолетостроителями. При этом фокус постепенно смещается от 'обслуги' к сборке, производству и разработке. От интеграции в рамках национальных границ к глобализации.
Здесь нужно сделать небольшое замечание. Модная сегодня тенденция, получившая название outsourcing, на мой взгляд, не в полной мере отражает процессы, протекающие сегодня в мировом вертолетном хозяйстве. Интеграция - не заимствование, а взаимопроникновение и взаимодействие.

Взаимодействие закономерно: низкими заработными платами (самый яркий пример - Китай), с одной стороны, и доступом к новым вертолетным технологиям - с другой. Главный двигатель здесь - экономика, на первом месте интересы акционеров (на Западе любая вертолетная информация сопровождается обязательной 'строкой' изменения курса акций производителя), сокращение расходов за счет рационального использования ресурсов.

Движение к глобализации с двухсторонним движением. Если в одном направлении переносится производство, то в другом - вертолетостроители непосредственно включаются в эксплуатацию вертолетов, привнося новые подходы, квалифицированные силы и средства. Вертолетостроители стремятся сделать свой бизнес максимально эффективным и приблизиться к заказчику, чтобы максимально учесть все его пожелания и безболезненно вписать свое ВС в местную систему эксплуатации. Хорошо вписаться в местные условия могут только местные. Привлечение в орбиту лучших кадров, мгновенное реагирование на политические, экономические (колебания курсов валют, перемещение финансовых средств), организационные и технические изменения стало возможным благодаря широкому внедрению новых технологий, перспективных средств связи и единому информационному полю.

Сегодня глобализация стала стратегией ведущих вертолетостроителей, реализация которой уже приносит ощутимые плоды. У лидера Еврокоптер постоянно растет доля экспортной продукции, в новом году основные усилия сосредоточены на таких крупных международных программах, как КНР, ЕС175, NH90 и Tiger (сюда можно добавить ЕС120В и ЕС145). В орбиту Еврокоптер включились страны со всех континентов. 'Серебряный призер' вертолетного рынка Сикорский добивается переноса производства своей основной 'рабочей лошадки' Н-60 'Блэк Хоук' в Европу (Польша). Кстати, Польша строит фюзеляжи для всего модельного ряда гражданских вертолетов еще одного европейского лидера AgustaWestland. Лидеры включились в процесс интеграции первыми, это позволило им сохранить ведущие позиции на рынке. Тем не менее, глобализация вертолетостроения как водоворот, затягивает в свой круг все больше и больше стран.

Интеграция - это не закостенелая структура, а гибкий механизм, с живыми процессами, меняющимися в зависимости от условий. А живые процессы требуют постоянной гибкости, универсальности, вариативности. Программы находятся в постоянном, далеко не броуновском, движении: рождаются, продвигаются, объединяются, делятся, умирают... И здесь на передний край выходит искусство управления. Не PR, а управление в условиях, которые постоянно меняются, а значит, управление в условиях повышенных рисков. Здесь волюнтаризм не проходит. Необходимы твердые и глубокие знания и умения управления протекающими процессами. Искусство управления интеграцией - это не грамотный раздел рынка и не продвижение продукции, не распил финансов и не продажа активов и, конечно, не сдача площадей в аренду.

Стратегически развитие вертолетной отрасли нацелено на повышение качества вертолетов и услуг: прибыль - качество - прибыль: До сих пор прибыль нам приносит качество советских вертолетов, которое неизменно устаревает. Сегодня нужно поднимать качество техники и услуг на новый уровень интеграции и взаимодействия с заказчиком.

Сопротивление интеграционным процессам бесполезно. Тезис - не отдадим 'ни одной пяди родной отрасли', вызывает усмешку. Итог известен - хорошие, интересные идеи так и останутся идеями. Дальнейшее продвижение - через совместные программы, через участие. Как у спортсменов, участие в соревнованиях позволяет выявить сильнейших и показать наилучшие результаты. От имитации и обид к реальной работе. Сидеть и судачить, 'что-де у нас вертолеты самые лучшие' - непродуктивно. Без интеграции в мировое вертолетное хозяйство нам не подняться. Знания и умения: где, с кем и на каких условиях интегрироваться, это и есть искусство, которому еще предстоит научиться. К нам лишь приходит осознание неизбежности и необходимости вертолетной всеинтеграции. Сегодня мы на первом этаже, на нижнем уровне интеграции. Для перехода на новый уровень необходимо создавать объективные условия. Невозможно интегрироваться простой заменой кульманов с логарифмическими линейками на персональные компьютеры, а седых умудренных пенсионеров на компьютерных мальчиков или заимствованием технологий и 'лобовым' переводом международной нормативно-правовой базы. Интеграции нужно учиться. Интеграцию нужно готовить. Интеграцию нужно направлять.

Перспективы. В стремлении к реализации максимально эффективной (на заданном отрезке времени) системы вертолетных систем процессы интеграции будут постоянно нарастать, не с точки зрения любимой кем-то или нелюбимой глобализации, сколько расширения вариативности, гибкости и ускорения темпов:

Евгений Матвеев

Категория: Мои статьи | Добавил: Сергеич57 (18.11.2008)
Просмотров: 768 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Время полёта

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024