В последнее время благодаря интенсивному росту оффшорной нефтедобычи особое внимание специалистов обращено к вопросам выживаемости экипажей и пассажиров вертолетов, оказавшихся в аварийной ситуации. Одной из составляющих успешного спасения является экипировка, в которой главная скрипка принадлежит спасательному костюму. Попытки защитить жизнь и здоровье людей, оказавшихся в суровых условиях холодных морей, берут свое начало с момента зарождения полярной авиации. Мощным толчком к развитию специальных авиационных средств спасения стала Вторая мировая война. Поэтому вполне естественно, что эволюция спасательных костюмов начинается с опыта военных. Костюмированное выживание Характерный пример отечественной разработки – морской спасательный костюм МСК-5М. Костюм рассчитан на 24 часа пребывания в холодной воде, однако морские авиаторы понимают, что это утопия, но хотя бы один час можно гарантировать. Запоминающийся случай: летчик после аварии в феврале пробыл час в Баренцевом море и даже не простудился. МСК состоит из теплозащитного костюма с трубопроводами для подвода воздуха от системы вентиляции, защитного костюма из прорезиненной (для герметизации) и защитной (для защиты от повреждений) тканей с ботинками на молнии. В МСК-5М предусмотрена система вентиляции для отвода тепла и влаги от организма, что крайне неудобно для перевозки, тем более для работы. Отдельно пристегиваются авиационные спасательные «поплавки» АСП-74. Костюм пошит под сидячее положение тела, что явно затрудняет «забеги на длинные дистанции». В целом, резюме военных летчиков таково: даже если костюм подобран по росту, проработать в нем полный рабочий день очень нелегко. Вместе с морскими нефтедобывающими платформами появились специальные костюмы для вертолетных пассажиров. Нефтяников, как космонавтов, стали узнавать в аэропортах по ярким оранжевым костюмам, предназначенным для спасения в случае аварии или вынужденной посадки на воду. Типичным представителем специализированных костюмов для экипажей вертолетов и пассажиров может служить Ursuit 5030, предназначенный для полетов над водной поверхностью. Прочная трехслойная ткань GORE-TEX, пропускающая воздух и тепло, отделка и двойные швы обеспечивают полную водонепроницаемость, молнии на ногах, носки из той же ткани, усиление на коленях и спине, скрытая водонепроницаемая молния от левого плеча до правого бедра, подтяжки и специальные ремни для подгонки и многочисленные карманы (для полетных карт, ножа, радио, сигнальных огней и даже карандаша и ручки). Воротник и манжеты отделаны неопреоном, сохраняющим тепло, утепленные перчатки и капюшон толщиной 3 мм плюс обязательные для такой экипировки светоотражающие полосы. У костюмов 5 размеров (S, M, L, XL, XXL) Рост 152–200 см. Обхват груди 88–128 см, размер стопы от 40-го до 48-го. Но самое главное – костюм выдерживает падение в воду с высоты не менее 6 м! Тем не менее недостатки Ursuit заставили искать новые подходы к созданию и использованию спасательных костюмов. Недавно норвежский исследовательский институт SINTEF совместно с производителем текстиля и специальной спортивной и рабочей одежды Helly Hansen разработали новый спасательный вертолетный костюм, предназначенный для перевозки рабочих на морские нефтедобывающие платформы. Новинка сразу получила признание среди специалистов в виде награды Good Design Mark 2008, а персонал норвежского континентального шельфа – легкие, удобные и прочные спасательные костюмы. Благодаря новым возможностям костюмы способны защитить не только во время перелета, но и на платформе. Разработка нового костюма стала ответом на перечень требований норвежской ассоциации нефтяной промышленности к вертолетным костюмам. В 2000 году ею была сформирована группа по разработке требований к вертолетным костюмам, которые впоследствии должны были быть внедрены на транспортных перевозках на норвежские морские нефтяные платформы. В ходе изучения рабочая группа определила основные претензии пользователей. В первую очередь нефтяники жаловались, что во время жарких летних дней у них в кабине вертолета было как в парилке, но при этом не было уверенности, что костюм способен полностью защитить от переохлаждения в холодной воде зимой. Компания Хелли Хансен немедленно включилась в разработку нового вертолетного спасательного костюма, который кроме компромисса жары и холода удовлетворял бы всему перечню требований, в том числе по защите лица, дыхания, возможности повернуться в воде в нужную сторону, индивидуальной подгонке (диапазон размеров: большой – маленький), наличию аварийного маяка и др. Ответ Хелли Хансен В процессе работы над костюмом норвежцы использовали накопленные знания о влиянии тепла и холода на человеческое тело, а также возможностях тканей работать аналогично реакции тела на охлаждение или нагрев. Главным элементом нового норвежского вертолетного костюма стала обычная ткань, содержащая крошечные капсулы. В этих капсулах – микроскопические частицы специально разработанного парафинового воска (смесь углеводородов, получаемых из нефти, прозрачная бесцветная масса с температурой плавления 27–67 °С и затвердевания 15–30 °С). В жару ткань «работает» следующим образом: если температура кожи поднимается выше 28 °С, воск переходит из твердого состояния в жидкое, отбирая тепло и охлаждая тело пассажира в кабине вертолета. В лабораторных условиях было подтверждено, что температура кожи не поднимается длительное время. В течение 80 (!) минут при температуре 27 °С у объектов испытаний не было пота (благодаря процессу таяния воска). Если провести аналогию с реальной жизнью, это стакан воды с кусочками льда, температура таяния которого 0 °С. Только когда лед полностью растает, температура воды будет повышаться. Испытуемые чувствовали себя гораздо комфортабельнее в новых костюмах. Одновременно было подтверждено, что новый костюм хорошо сохраняет тепло, защищая от переохлаждения в холодной воде. При переходе парафина из жидкого состояния в твердое выделяется тепло. В тех местах, где тело выделяет наибольшее тепло, сделана изоляция. Новый костюм гарантирует, что температура кожи не упадет ниже 15 °С при нахождении в течение 6 часов в воде при температуре 2 °С. Кроме того, теплые руки и ноги гарантируют передачу тепла другим частям тела, что важно с точки зрения самого спасения. Те, кто окажется в холодной воде в новом костюме, смогут в течение длительного времени бороться за выживание. Критики костюма говорят, что многочисленные требования сделали его слишком объемным, но благодаря грамотной компоновке разработчикам удалось добиться, что костюм не занимает много места. В конкурентной борьбе норвежский костюм победил в тендере нефтяной компании Statoil Hydro, которая первой заменит старые костюмы на новые. В будущем совершенствование спасательных костюмов (специальной одежды) пойдет по двум направлениям: интегрирование с оборудованием (встроенные датчики и средства связи); использование новых функциональных материалов, изменяющих свои свойства в зависимости от внешних условий (природных и техногенных), в которых оказались люди. Активное использование специальных функциональных, «работающих» тканей способно открыть совершенно новые возможности по спасению жизни людей. Что может быть благороднее! Евгений Матвеев 06 ноября 2008 г. |