Миссии A129 Mangusta включают в себя сопровождение транспортных вертолетов и непосредственную поддержку наземных войск. В течение 2008 года четыре из шести вертолетов находились в постоянной готовности, два проходили техническое обслуживание либо держались в резерве. Интенсивность применения A129 Mangusta составляла 100 часов налета в месяц. Впервые силу своего устрашения в большом деле A129 показал в сентябре 2009 года во время проведения операции «Ярость». Тогда талибы взяли под свой контроль полицейский пост Мари Чак, граничащий с Туркменией, где дорогу контролировало афганское подразделение полиции. Первоначально в операции использовались 9 вертолетов – 2 AB412, 3 CH-47C и 4 A129 Mangusta. Появления вертолетов AB412 и A129 на низкой высоте на фоне солнца было достаточно, чтобы убедить повстанцев начать отступление. Такую же психическую атаку провели в 8 км к югу, что обеспечило контроль над участком и позволило оборудовать главный КПП непосредственно на стратегической магистрали. Боевое применение явилось проверкой жизнеспособности летательного аппарата. В начале июня 2009 года снарядом калибра 12,7 мм была повреждена хвостовая балка вертолета Mangusta – из строя вышла втулка, соединяющая хвостовой винт с передачей. Повреждение устранили, и вертолет был готов к вылету на следующий день. Следом произошел инцидент с попаданием патрона калибра 7,62 мм в топливный бак, который самовосстановился без последствий для безопасности. В одной из миссий оказалась поражена основная передача, в ходе которой вертолет продолжал выполнение задания в течение 90 мин., а экипаж узнал о повреждении, только когда A129 Mangusta вернулся на базу. В другом случае боеприпасом был выведен из строя многофункциональный дисплей пилота, но задание продолжили с использованием инструментов второго пилота. На практике были подтверждены высокие жизнеспособность и уровень безопасности при полном дублировании гидравлических, электрических и топливных систем вертолета. А главным врагом «Мангусты» оказались солнце и пыль. В Герате A129 размещены в огромных палатках, которые изначально разрабатывались как легкие мобильные ангары, обеспечивающие прохладу летом и обогрев зимой. Для уменьшения температуры в кабине вертолета, а также защиты от пыли и песка во время базирования A129 Mangusta на временных площадках, где не было специальных ангаров, техники проявили смекалку – накрывали окна кабины вырезанными из палаток кусками теплозащитных слоев. Как значится в отчете, «оборудование A129 разработано для эксплуатации при температуре +50 °C на уровне моря, в то время как она часто превышала 60 °C. Для того чтобы свести к минимуму воздействие солнца на вертолет, экипаж садился в него в ангаре, двигатели запускались после выхода на открытое место, и вертолет сам перемещался к точке взлета». В обслуживании A129 Mangusta достигли почти 100-процентной ремонтопригодности и «оказались надежными машинами». В Афганистане 100-часовые регламентные работы проводились в течение двух дней безостановочной работы, а не недели, как это обычно делается в Италии. Но после 300 часов налета вертолеты возвратили в Италию в 3-й армейский полк обслуживания авиации, размещенный в Бергамо и ответственный за флот A129, для восстановления лопастей. Выяснилось, что по сравнению с Ираком афганский песок меньше изнашивает лопасти основного и хвостового роторов, к тому же, не являясь транспортным вертолетом, A129 легко может избегать посадок на сильно запыленные неподготовленные площадки. Сегодня Афганистан стал естественным полигоном, где испытываются и получают путевку на глобальный рынок новые образцы боевой вертолетной техники. В свою очередь подготовка и публикация подобных отчетов – щекотливый момент для компаний-производителей. В бой брошены мастера фотографии и рекламных текстов. Если машины с репутацией едва ли потеряют очки в случае неизбежных боевых потерь, то новейшие разработки нуждаются в хорошей прессе – как для оправдания бюджетов, так и для реализации коммерческих планов. Поэтому подобные испытания в условиях реальных боевых действий проводятся с предельной осторожностью и с привлечением лучших пилотов, техников и медийных специалистов. Владимир Орлов
Источник: http://www.helicopter.su/press-centr/zhurnal/%C2%ABmangustyi%C2%BB_v_afganistane.html |